Валерия Устинова,

Интервью радиостанции «Эхо Москвы» в Петербурге, 16 апреля 2007 г.

Директор центра «Мир диалога», преподаватель Московского государственного университета, преподаватель программы MBI Высшей Школы Финансового Менеджмента, театральный педагог
Ведущая: Наталья Костицина

Н.КОСТИЦИНА: 17 часов 48 минут, и продолжаем наш этот час, час советов и я с удовольствием представляю нашу гостью – директор центра «Мир диалога», преподавателя Московского государственного университета, преподавателя программы MBI высшего финансового менеджмента, театральный педагог. Ну, давайте, по крайней мере, на этом пока точку поставим. У нас Валерия Устинова в эфире, здравствуйте, Валерия!

В. УСТИНОВА: Здравствуйте Наташа.

Н.КОСТИЦИНА: Здравствуйте! Ну, и вот у нас буквально 10 минут. Я понимаю, только немного сможем сказать о том проекте, который вы предлагаете и проект, который насколько я поняла такой составной частью бизнес-образования, которое вы вкладывает в душу, скажем так, преподавание.

В. УСТИНОВА: Ну, и бизнес-образование и образование театрального, если мы вспомним что слово «образование» восходит к слову «образ», да, собственно, делать жизнь с кого? Ну, не только с товарища Дзержинского, да, а с кого? Проект, который я сейчас начинаю делать называется «Эхо небес», и он связан с такой, на мой взгляд, с такой красивой идеей – собрать уникальные голоса, уникальные голоса русских актеров для начала. И конечно, без Петербурга в этом деле обойтись совершенно нельзя. И я очень признательна «Эху Петербурга», что «Эхо» откликнулось на мое приглашение и даже название резонирует: «Эхо небес» как голос человека, голос индивидуальности, и «Эхо Петербурга». Моя задача – пригласить в наш проект, сейчас я приехала на эти переговоры носителей уникальных голосов. Потому что голос – это отражение личности, так же как слово «язык» в русском языке этимологически означает «я» звук, т.е. человек или «я-зык» или «я-не-зык». Так вот у наших актеров сохранились удивительные голоса, вот в наше время такой … (нрзб) что ли личности, которые, конечно, должны остаться на память потомкам…

Н.КОСТИЦИНА: Голоса, поставленные, которые были театральными педагогами.

В. УСТИНОВА: Совершенно верно, сейчас говорят еще по-другому, говорят иногда «голоса освобожденные», т.е. принимая, что в каждом человеке есть этот Божий дар, Божий голос, образ опять же, но к нему нужно уметь подойти. И ну пока не буду называть естественно всех имен, потому что мы ведем переговоры с каждым конкретным актером. Ну, конечно, я не вижу наш диск без таких голосов как голос Алисы Бруновны Фрейндлих или голос замечательной актрисы Ларисы Малеванной или Натальи Даниловой. Сейчас мы говорим только о женских голосах, потому что первый диск будет «женским» и мы будем представлять на нем разные тексты, это тоже будем согласовывать с актерами. Но носители, которые обладают этим уникальным голосом…

Н.КОСТИЦИНА: Что за прикладная цель?

В. УСТИНОВА: Прикладная цель – она очень проста, что у великого нет деталей, т.е. нет пренебрежения вернее к деталям, потому что голос он рассказывает о человеке столько же, сколько и взгляд, сколько и лицо, сколько и текст. И я бы хотела показать нашим современникам, особенно молодым современникам что голос – это продолжение человека, что голосам можно убеждать, голосом можно убеждать себя, прежде всего. Голосом можно менять точку зрения, например, более делать ее более убедительной…

Н.КОСТИЦИНА: Я хотела задать вопрос по прикладной цели, вот именно, имея в виду вашу… То, чем вы занимаетесь вы занимаетесь тренингами, бизнес-тренингами в частности.

В. УСТИНОВА: Ну, вы знаете, Наташа, на самом деле вот эта тема «Голос как инструмент лидера» она вдруг стала невероятно востребованной, и я вижу в самых разных коридорах своих коллег с кафедры сценической речи, которые как я понимаю, учат людей просто говорить.

Н.КОСТИЦИНА: Ставят бизнесменам голоса.

В. УСТИНОВА: Просто возвращают человека самому себе, потому что все, что мы говорим мы, говорим о себе. Поэтому если голос человека зажат от рождения, от строго воспитания от того, что его там затыкали в школе, не давали ему проявится, ну от самых разных параметров он не может проявить свою сущность, и получается, что мы тогда слышим не человека, а половину только человека. И поэтому когда мы говорим о голосах, таких уникальных мы должны понять что это традиция, которая существует в XX веке, потому что и в Англии, и в Америки, и во Франции регулярно выходят диски вот с лучшими голосами как носителями куль-ту-ры! Т.е. я бы сказала, что голос это тоже одна из национальных идей, если хотите.

Н.КОСТИЦИНА: А вот слушая голоса наших актеров, чему можно учится?

В. УСТИНОВА: Учится богатству, богатству личности, уникальности личности, непохожести личности, не слиянию личности со всем остальным миром. И, например, на меня огромное впечатление произвела серия дисков, которая была выпущена в Америке, она называется «The Best Speeches Of The XX Century» — «Лучшие речи XX века». И вы знаете там такой секрет, что там все речи записаны в параметре минута-полторы, но они очень похожи как бы знаку, который посылает и Черчилль, и Кеннеди…

Н.КОСТИЦИНА: По посылу.

В. УСТИНОВА: По посылу и Черчилль, и Кеннеди, Эдвард VII, Маргарет Тэтчер, Буш-старший Буш-младший – это не важно, главное, что человек как бы приходя на какой-то ступеньку, на которой его голос становится инструментом убеждения он говорит с определенным посылом.

Н.КОСТИЦИНА: Т.е. он обязан, по крайней мере, владеть голосом.

В. УСТИНОВА: Да, он обязан владеть этим знаком, он говорит с определенным темпом. Надо не забыть, что темп речи должен быть равен темпу восприятия. Он говорит с крупными открытыми гласными, голос у него находится в резонаторе.

Н.КОСТИЦИНА: Наши политики умеют? Владеют голосом?

В. УСТИНОВА: Вы знаете, они к этому приближаются, но я не хочу сказать ничего плохого, но мне кажется, что если вспомнить китайцев, которые говорили: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», то мы сейчас живем в эпоху перемен и поэтому многому учимся, но я должна вам сказать, что даже если мы вспомним каких-то наших телеведущих, то мы увидим что через какое-то время у них именно параметры голоса меняются в сторону так называемой большей суггистивности когда они голосом больше убеждают, в том числе и сами себя.

Н.КОСТИЦИНА: Но вот в любом случае, Валерия, вы привели пример тех же самых американских политиков. Все-таки там интонация она идет в языке английском вверх.

В. УСТИНОВА: Да, да.

Н.КОСТИЦИНА: В русском языке иная интонация.

В. УСТИНОВА: Да, иная интонация и иная ритмика. Но что очень важно, что голос идет связанный с включением нижних резонаторов. И вот в нашей стране, по-моему, вот сейчас повсеместно присутствует такая картина, что у мужчин завышенный голос. Т.е. у женщин он часто заниженный…

Н.КОСТИЦИНА: А у женщин заниженный голос, спустилась я на низы.

В. УСТИНОВА: …я понимаю, что это все отражаются и реальные процессы, которые существуют в нашей стране но, тем не менее, мы не можем не сказать того, что анатомически включение нижних резонаторов оно связано с голосом убеждения, которое придает голосу яркий и уверенный оттенок. Если мы будем это выражать в каких-то цифрах то это 2000-2800 герц, потому что есть, например, такой замечательный Институт биокибернетики, где можно протестировать голос свой как голос лидера на компьютерных программах, и они сейчас очень востребованы в Москве, просто с ними некоторые готовят презентации.

Н.КОСТИЦИНА: Скажите, а управленцы руководители они обращаются в те же самые вот в ваш центр, центр «Мир диалога» дабы вот вытянуть свой голос?

В. УСТИНОВА: Безусловно, и поэтому я поняла в какой-то момент, что с одной стороны сначала, когда голос был никаким, это было даже проще, а теперь, когда вдруг люди стали ставить голос, то возникает тоже какая-то напыщенная манера, не свойственная такой русской манере убеждения…

Н.КОСТИЦИНА: А не проще ли … Человек мелок душой, а в результате вытягивают из него голос, который убеждает, да, который воздействует.

В. УСТИНОВА: Наташа вы же понимаете, вы же театральная актриса, что нельзя вытянуть того, чего нет. Я бы тут сказала, так, что таланту надо помочь, а бездарности и сами пробьются. Поэтому если ты помогаешь человеку увидеть тот ресурс, который у него есть, он о нем не знает, то ты тем самым показываешь ему направление движения, в котором он более свободен. Ведь почему зажимается голос? Потому что пережили невысказанное в детстве, в юности, в подростковом возрасте все это нас сжимает, и мы с этими гирями ходим по жизни. Ведь на Западе давно существует такая профессия как звукотерапевт и звукотерапия – это часть обязательного образования для педагогов, которые работаю с маленькими детьми и в начальных классах. Потому что там дети гораздо больше ведутся на самый звук голоса, нежели на содержание, поэтому это часть компетенции педагога. Извините, а руководитель? А лидер, который часто должен предлагать часто непопулярные решения? Он тоже должен нести своим голосом вот тот самый инструмент убеждения. И поэтому одна из наших программ, которая сейчас очень популярна называется она «Заговори на Кипре», когда мы предлагаем людям просто в пространстве подлинного античного театра, это античный театр Куриум, которому 2,500 лет, пережить вот этот эффект принятия себя, своего голоса, своей личности.

Н.КОСТИЦИНА: Слушайт,е это на стыке, наверное, театр небо развалины греческие.

В. УСТИНОВА: Да развалины причем у греков же не было зрителей и актеров, там все были участники одного действа, действа посвященного богам, высшим нашим ценностям. Поэтому, мне кажется, что для всех тех кто в детстве не пережил эффект аплодисментов, принятия себя в публичном общении, услышать свой голос, услышать его богатство – это просто сделать себя новым.

Н.КОСТИЦИНА: Спасибо. Валерия Устинова директор центра «Мир диалога», кстати, сайт какой-то в Интернете, адрес сайта.

В. УСТИНОВА: Да, пожалуйста, www.mirdialoga.ru и «Валерия Устинова» в любых поисковых системах увидите.

Н.КОСТИЦИНА: А также преподаватель МГУ, преподаватель программы MBI Высшей школы финансового менеджмента, это в Москве, спасибо, Валерия!