Успокоить, расположить, вызвать доверие, провести удачные переговоры, убедить, привлечь, обаять, соблазнить — все это подвластно человеку с красивым голосом. А если он звучит вяло и неуверенно, приятная внешность и убедительные аргументы не помогут. Музыканты любят говорить, что самый совершенный инструмент — это человеческий голос, а не уметь обращаться с собственным голосом все равно, что играть на ненастроенном инструменте.

Театр и ораторское мастерство

Подобные школы ориентированы на тех, кто хочет овладеть мастерством публичных выступлений и заодно реализовать потребность в творчестве. Занятия ораторским мастерством помогут научиться выступать на публике, грамотно доносить свои мысли до широкой аудитории и, главное, умело пользоваться приемами риторики. На подобных занятиях внимание акцентируется скорее на технике речи, чем непосредственно на голосе. Если говорить о дикции — неотъемлемом элементе публичных выступлений, то исправить проблемы, если они есть, возможно только при правильно поставленном дыхании. Дело в том, что звук, который формирует «идеальный» голос, должен идти из живота или из груди, а не из гортани, как это часто бывает при неумении владеть голосом. Так что правильному дыханию придется учиться абсолютно на любых курсах, связанных с речью.

Вокал

Универсальный совет от специалистов по коммуникации для тех, кто хочет «достать» свой природный голос, — это петь. Именно пение не только дает возможность для технической работы с голосовым аппаратом, но и позволяет раскрыть эмоции, придающие голосу индивидуальность. Кроме того, вопреки расхожему мнению, что для вокала нужен талант, научиться сносно петь может каждый. Среднестатистический диапазон человеческого голоса — полторы октавы, при регулярных и правильных тренировках его можно расширить, но это дело времени, один тон вверх прибавляется в среднем за несколько месяцев. Кроме того, занятия вокалом с грамотным педагогом помогут снять как психологические, так и мышечные зажимы (подробнее о них смотрите в комментариях специалистов). И наконец, именно вокал поможет «достать» природный голос.

Тренинги коммуникативных навыков

Они проходят в разных форматах. Если ваша цель — успешно выстраивать деловое общение, вести переговоры и владеть навыками самопрезентации, постарайтесь попасть в группу для руководителей. Такие занятия могут оказаться полезными для тех, кто еще не добился карьерных высот, но работает в сфере, напрямую связанной с эффективным общением (это могут быть и преподаватели, и менеджеры по работе с клиентами). Вы сможете сравнить ваши сценарии коммуникаций со сценариями тех, кто стоит на более высокой ступени карьерной лестницы . Кстати, голос — это один из инструментов эффективной коммуникации, поэтому развитие лидерских качеств взаимосвязано с осознанным использованием голоса.

Йога

Этот популярный метод самопознания добрался и до работы со звукообразующими органами. Существует специальное направление, условно оно называется «йога голоса», — это комплекс упражнений, который направлен на расслабление всего организма, и дыхательной системы в частности. В данном случае снятие голосовых блоков скорее «побочный» эффект, нежели главная цель. Дело в том, что оздоровление и расслабление организма, очистка от негативной энергии и успокоение достигаются не физическими, а звуковыми упражнениями: это и дыхание, и аутентичное пение, характерное для восточных практик в целом (например, пение мантр), и, конечно, работа, цель которой — гармонизация тела и духа. Основные направления йоги, которые работают со звуком и голосом, называются наада-йога и мантра-йога.

Звукотерапия, музыкотерапия и голосотерапия

Близкие по целям, но разные по методам практики. Суть терапии звуком — это медитация, которая проходит под спонтанное пение инструктора и звуки таких инструментов, как, например, варган. Звукотерапия — одна из древних восточных практик, которая популярна сегодня, ее главная цель — оздоровление организма. Улучшение голоса в данном случае также возникает как «побочный» эффект, который является показателем общего здоровья организма (восточные практики стоят на позициях того, что голос — это один из главных показателей здоровья). Цели музыкотерапии примерно те же, только инструментом воздействия является не набор звуков, а конкретное музыкальное произведение. Однако оба метода направлены на работу с подсознанием. А вот голосотерапия — это техника, при занятиях которой извлекать звук должен сам человек. В этой практике также используются элементы мантрового, а также народного и оперного пения, а одной из главных целей является «настройка» голосового аппарата при помощи ресурсов всего организма.

Какую бы технику вы ни выбрали, стоит помнить о том, что заниматься нужно с опытным педагогом, которому вы доверяете. Упражнения, обилие которых можно найти в интернете, могут навредить, если выполнять их неправильно. В лучшем случае они не принесут результата.


Валерия Устинова, доцент ГУ ВШЭ, член Союза театральных деятелей, член международного института Organisation Development

«На сегодняшний день направления работы с голосом, такие, например, как sound therapy и voice therapy, отражают осознанные потребности развития личности, особенно человека большого города. В информационном обществе все большую роль играет визуальная информация, аудиальная, напротив, вытесняется на периферию. Но, как известно, природа не терпит пустоты. На этом фоне люди, которые владеют голосом и речью, не только имеют конкурентные преимущества, но и получают возможность гармонично соединить в себе «человека слушающего» и «человека смотрящего».

Если говорить о разных школах воспитания голоса (имеются в виду разные традиции и направления), то сейчас в России образовался первичный стихийный рынок, который создают совершенно разные люди: и те, кто практикует аутентичное пение, и врачи — логопеды и фониатры, и те, кто занимается театральной и околотеатральной педагогикой.

С моей точки зрения, проблема не столько в том, какую школу выбрать, сколько в том, чтобы правильно поставить задачу, ведь когда человек только начинает заниматься чем-либо абсолютно новым, он находится на стадии так называемой неосознанной некомпетенции: он не знает, что нужно именно ему и как этого добиться. Кому-то надо заниматься вокалом, кому-то артикуляцией, кому-то страшно находиться в публичном пространстве — попадая в него, человек с хорошим голосом и артикуляцией просто немеет. Тут нет универсального рецепта: это можно сравнить с поиском своего священника, врача, психолога и своего преподавателя по работе с голосом.

Главное, чтобы занятие не навредило. Я бы посоветовала при выборе школы проверять ее по следующим критериям. Прежде всего обязательно наличие как можно более полной информации о том, кто ведет занятия, где и у кого учился преподаватель. Обязательна обратная связь тех, кто занимался с этим педагогом, очень желательны отзывы компаний, которые пользовались услугами этой школы, — это минимальная зашита. Кроме того, уточните, есть ли у преподавателя публикации в научных, научно-популярных, деловых изданиях.

Признак профессионализма — это когда представитель школы может рассказать о том, за что он не берется, в каких случаях к нему не стоит обращаться. Если об этом не готовы вести разговор, это сырой и, возможно, небезопасный продукт».

Наталия Дмитриева, декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных

«Академический вокал — это определенная вокальная школа, и овладение ею дает большие возможности для работы в других жанрах (и эстрадном, и народном). Хороший певец — это не только красивый голос. Это прежде всего музыкальность, внутренняя энергетика, владение вокальной школой, темперамент, внутренняя осмысленность — словом, то, что принято называть талантом. И конечно, это яркая индивидуальность. К сожалению, бывает так, что природные голосовые данные у человека хорошие, а вокальная координация отсутствует, то есть нет внутреннего понятия профессиональности звука и его тембральной окраски. Поэтому овладеть школой академического пения такому человеку бывает крайне трудно. При зажатии ни академическим, ни народным, ни эстрадным пением заниматься нельзя. Прежде всего нужно избавиться от зажима путем разнообразных вокальных упражнений и методик.

Бывает и такое, что приходят ребята с хорошими данными, но с сильной мышечной зажатостью, которая бывает и природной, а может возникнуть в том числе из-за неправильного пения; и эта внутренняя зажатость мешает человеку «отпустить» голос. Поэтому крайне важно найти чуткого педагога, который будет бережно относиться к голосу, сможет услышать ваш природный тембр».

Илья Шапшин, практикующий психолог

«Если говорить о психологической стороне вопроса, то голос меняется, как правило, когда человек волнуется, чувствует напряжение или неуверенность в себе, когда есть предположение, что его аргументы недостаточно убедительны. Одно из проявлений неуверенности в себе — это когда голос повышается. Психология объясняет это явление по-разному. На мой взгляд, одно из самых убедительных следующее: ощущение слабости и неуверенности по своей природе детское, поэтому когда человек не уверен в себе, он немного чувствует себя ребенком и, как следствие, говорит более высоким голосом. Сюда же относятся паузы, слова-паразиты, запинания. Есть и другие проявления: мимика, поза, жесты, иногда даже подобранные слова.

Для того чтобы решить эту проблему, лучше всего постараться понять простую вещь: в каких ситуациях повышается голос и почему это происходит? У кого-то эти проблемы возникают при публичных выступлениях, у кого-то на переговорах, а у кого-то при встречах личного характера. Нужно выяснить для себя, почему именно эта ситуация влияет таким образом, и провести психотерапевтическую работу. Она более длительна по времени, чем «косметический ремонт», которым в данном случае является работа с голосом. Если есть неуверенность в себе и робость, более эффективно поговорить с психологом, прежде чем начинать какие-либо упражнения.

Если голос, которым вы говорите, не соответствует своей природной высоте и это хроническое состояние, то нужно разобраться в причинах — может быть, был какой-то детский испуг. Подобная проблема тоже исправляется довольно быстро. Если же человек недоволен тем, как звучит его голос (он вялый или тусклый), но при этом нет проблем с самооценкой, то путь прямой — к тренеру по постановке голоса».

Адреса школ постановки голоса

«Мир Диалога»

Центр ресурсов коммуникации

Лужнецкая наб., д. 2/4, стр. 17

Тел. 8-926-812-59-22
Стоимость консультаций уточняйте по телефону

Школа голосовых практик и звукотерапии «Йога голоса»

Ул. Большая Новодмитровская, д. 12, стр. 11

Стоимость одного занятия 400–500 руб.,

подробности по тел. 8-906-084-40-89,

8-906-715-95-88 и на сайте www. voicemaster.ru

Школа актерского мастерства «Образ»

Ул. Большая Семеновская, д. 32, стр. 2Тел. (495) 774-64-45
Условия приема уточняйте по телефону

Университет риторики и ораторского мастерства

Ул. 2-я Брестская, д. 39, стр. 4Тел. (495) 543-81-48
Стоимость обучения уточняйте по телефону и на сайте http://www.orator.biz

Школа искусств Musicalwave

Никитский бул., д. 11/12Тел. (495) 641-62-82
Стоимость занятий уточняйте по телефону