Народная манера пения. Основные характеристики.

Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской этнической культуры. Народная манера пения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен. Известна особая терминология, которой пользуются народные мастера – песенники, пытаясь объяснить новичкам, как нужно петь ту или иную песню: «Бери шибче» — т.е. выше, о громком пении —  «Петь в свой рост», о сдержанном – «Петь важненько, для себя», «Колены выводить», «За следом петь». Частушки —  кричали, а песню —  играли. Своеобразным термином пользуются «бабушки», когда пытаются объяснять пение на улыбке – «Руку к уху, рот корытцем». В данной манере поют сибирские старообрядцы.

 

Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма. В работе над голосом нужно исходить из объективно существующих законов голосовой функции, хорошо изученных академической вокальной школой. Но тем не менее каждая школа специфична.

 

Народное пение

Академическое пение

открытый способ голосообразования прикрытый способ голосообразования
речевая манера голосоведения вокализированная манера голосоведения
вибрато как следствие естественного (в речи) колебания голосовых складок в процессе безусловно-рефлекторного речепения вибрато как вокально-акустический прием, следствие искусственного условно-рефлекторного колебания голосовых складок в процессе фонации
артикуляция речевая артикуляция штриховая
выразительные приемы устной традиции выразительные приемы письменной традиции
однорегистровое пение в пределах октавы пение на соединении регистров в диапазоне не менее двух октав
пение на местном наречии пение на общерусском (литературном) языке

 

Общерусский язык и соединение регистров помогает профессиональной школе народного пения, созданной в Академии им. Гнесиных профессорами Ниной Мешко и Людмилой Шаминой, преодолеть локальные моменты не нарушая специфики народного пения.

Характерные черты народного пения:

  • естественный, близкий звук;
  • незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;
  • дикция, близкая разговорной речи;
  • естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;
  • плотное грудное звучание.

Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Байтуганов В.И. «Народная манера пения и обучение ей»
  2. Калугина Н.В. «Основы методики работы с русским народным хором».
  3. Шамина Л.В. «Школа народного пения»