Народная манера пения. Основные характеристики.
Народная песня и народная манера пения, наряду с языком – важнейшие составляющие русской этнической культуры. Народная манера пения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен. Известна особая терминология, которой пользуются народные мастера – песенники, пытаясь объяснить новичкам, как нужно петь ту или иную песню: «Бери шибче» — т.е. выше, о громком пении — «Петь в свой рост», о сдержанном – «Петь важненько, для себя», «Колены выводить», «За следом петь». Частушки — кричали, а песню — играли. Своеобразным термином пользуются «бабушки», когда пытаются объяснять пение на улыбке – «Руку к уху, рот корытцем». В данной манере поют сибирские старообрядцы.
Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма. В работе над голосом нужно исходить из объективно существующих законов голосовой функции, хорошо изученных академической вокальной школой. Но тем не менее каждая школа специфична.
Народное пение |
Академическое пение |
открытый способ голосообразования | прикрытый способ голосообразования |
речевая манера голосоведения | вокализированная манера голосоведения |
вибрато как следствие естественного (в речи) колебания голосовых складок в процессе безусловно-рефлекторного речепения | вибрато как вокально-акустический прием, следствие искусственного условно-рефлекторного колебания голосовых складок в процессе фонации |
артикуляция речевая | артикуляция штриховая |
выразительные приемы устной традиции | выразительные приемы письменной традиции |
однорегистровое пение в пределах октавы | пение на соединении регистров в диапазоне не менее двух октав |
пение на местном наречии | пение на общерусском (литературном) языке |
Общерусский язык и соединение регистров помогает профессиональной школе народного пения, созданной в Академии им. Гнесиных профессорами Ниной Мешко и Людмилой Шаминой, преодолеть локальные моменты не нарушая специфики народного пения.
Характерные черты народного пения:
- естественный, близкий звук;
- незначительная вибрация голоса, придающая лишь тембровую окраску;
- дикция, близкая разговорной речи;
- естественное головное резонирование, без яркого прикрытия голоса;
- плотное грудное звучание.
Народный голос отличает яркое, звонкое, светлое звучание. Весь звук сосредоточен как бы «на губах». Это формирует особый склад мышления народных певцов – «пою, как говорю», что определяет характерность народного стиля исполнения.
Список использованной литературы:
- Байтуганов В.И. «Народная манера пения и обучение ей»
- Калугина Н.В. «Основы методики работы с русским народным хором».
- Шамина Л.В. «Школа народного пения»