МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

по материалам сайта http://www.altmedic.ru/modules/music/index.php?nvar=42006

Музыкотерапия есть наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Современная медицина воспользовалась давно накопленными наблюдениями и разработала метод лечения музыкой. Так родилась музыкотерапия. Но на самом деле музыкальная терапия существует едва ли не столько же, сколько и человек разумный. Русский психолог Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человек придумал музыку, чтобы строить и жить помогала, в самом прямом смысле. Чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия официально признана в Европе в девятнадцатом веке, когда ее стали использовать в практике передовые врачи. Расцвет музыкотерапии приходится на двадцатое столетие. <…>

Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. Например, в шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия «коллективного бессознательного» и «архетип» К. Юнга, А. Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношения звуков, дающие эффект обертонов. В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. <…>

Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием. Музыкотерапия помогает людям с умственными или физическими недостатками, неврологическими проблемами, помогает пожилыми переживать проблемы острых или хронических болезней. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения. Эффективно показала себя с детьми и взрослыми – жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия.

<…>

В зарубежной литературе мы находим широкое использование музыкальной терапии не только при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях «большой» психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т. е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или иным заболеванием. <…>

Как наилучший способ лечения выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение. В процессе игры человек совершает какие-то движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Напрямую с дыхательной системой это связано у духовых музыкантов. Чтобы воспроизвести мелодию, музыканту приходится дышать в ее темпе. Исследования показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп лучше у музыкантов, и психологическое восприятие музыки у них тоньше: они могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.

При пении, непосредственно механические колебания голосовых связок передаются по организму, несомненно, с большей амплитудой, чем при прослушивании, где звуковой сигнал должен пройти еще толщу воздуха. С другой стороны, если делать звук громким, то это может отрицательно сказываться на слуховом аппарате и психологическом восприятии. Стоит отметить, что музыкант и певец сам может регулировать темп и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно организму. Таким образом, пение идеальный способ лечения.

На сеансах лечебной музыки устанавливается среда полного доверия и творческой релаксации. Доверие и связь между пациентом и врачом необходимы для лечебного процесса, в котором акцент помещен в разработку внутренних человеческих ресурсов. Музыкальные терапевты не «достают» пациента расспросами о горе или болезни. Главное – войти в музыкальный контакт с его эмоциями и ощущениями. Часто именно это придает человеку сил в борьбе с недугом или попросту помогает разобраться в себе. <…>

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Пение используется, чтобы помочь людям с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию, ритм и помогает в управлении дыханием. Песни помогают пожилым людям вспомнить значительные события в их жизни, с которыми связаны положительные эмоции. <…>

Песня как средство выражения и понимания опасений помогает детям избавиться от страхов. Для людей с хроническими болезнями музыкотерапия –  большая помощь для исследования переживаний относительно жизни и смерти. Слушание музыки помогает развитию особого типа внимания и памяти, облегчает процесс преодоления трудностей, обеспечивая творческую среду для самовыражения. <…>

При музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. Музыкотерапия приводит человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения. При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, а соматическая (телесная) реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям после рождения, давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь.

<…>

 

Примеры музыкотерапевтического воздействия

(по материалам Википедии)

— многократно подтвержден факт: ре-мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее;

— газета «Факты» от 28 апреля 2006 г., рассказывая об опыте Казатинского реабилитационного центра для тяжелобольных детей (ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания), сообщает, что «12-летняя Аня, страдающая ДЦП, благодаря занятиям музыкой научилась ходить, танцевать и стала победителем четырех международных эстрадных конкурсов»;

— знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.

— бразильские ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 60 пациентов, страдавших различными нарушениями зрения. Половина участников готовились к исследованию зрения под музыку Моцарта. Другие ожидали начала тестирования в полной тишине. Пациенты, ожидавшие начала теста под музыку Моцарта, лучше фокусировали зрение и справились с заданием значительно быстрее, чем те, кто готовился к тестированию в тишине.

— уникальный метод лечения — колоколотерапия — опробован в онкологическом диспансере Архангельска. Колокольными звонами лечили еще в Древней Руси, но опыт лечения колокольным звоном именно онкологических больных первый в России. В основе лечебного сеанса — канонические церковные звоны. Эксперимент продолжается («MIGnews.com.ua» 2003.11.24);

— прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечно-сосудистым ритмом. (Лікар-інфо 2009.06.25)

 

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ

Интересные факты

http://healingmusic.ru/index.php/power-music.html

Уже в античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Неоплатоник Боэций в трактате «Наставления к музыке» свидетельствует, что музыканты Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней.

А Исмений Фиванский, как говорят, избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли». Согласно воззрениям древних, каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел.

У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Пророки во время своего действа требовали, чтобы некто искусный начинал играть, ибо «при побуждении их этими сладостными звуками в них вселялась духовная благодать».

Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Пифагореец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной.

В «Одиссее» Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомер указывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире.

Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.

<…>

Музыка играла главную роль в сфере целительства, в культурных традициях разных племен и народов. У индейцев Америки были специальные подземные комнаты, в которых они настраивали свои инструменты, готовясь, таким образом, к исцеляющим ритуалам. Ибрагим Карим, египетский зодчий, который исцеляет посредством особых форм, фигур и звуков, говорит, что пирамиды в Египте также использовались для этой цели.

Прослушивание Григорианского хора, или Хильдегарда-ван-Бингена, также целебно для сердца. Сюда можно отнести и тибетские звуковые чаши, которые показали удивительный исцеляющий эффект. Чаши производят несколько гармоничных звуков одновременно, которые резонируют с телом. Это создает расслабляющий, успокаивающий, снимающий стресс эффект; состояние, в котором тело восстанавливается и приходит в равновесие.

Во многих культурах звуковые технологии во время проведения сложнейших церемоний использовались именно для целей врачевания. Целительные обряды навахо, проводимые подготовленными певцами по своей поразительной сложности сравнимы с партитурами вагнеровских опер. Экстатические танцы бушменов Кунг из африканской пустыни Калахари обладают необычайной целительной силой, что было засвидетельствовано многими антропологическими исследованиями и кинофильмами.

<…>

В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.

<…>

Эффективность звуковой терапии обусловливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и, как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма. К примеру, желудочно-кишечный тракт имеет резонансную частоту ноты фа, верхняя частота которой способствует выведению из организма токсичных веществ. <…>

Доктор медицины Сергей Шуршаджан и его коллеги провели исследования влияния вокалотерапии на легкие и на другие жизненно важные органы. По результатам исследований они пришли к выводу, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20 процентов уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Звучание больных органов отличается от звучания здоровых. Это неправильное звучание можно скорректировать, научив человека правильно петь, и, кроме получаемого от этого удовольствия, приводить в порядок свой организм без помощи лекарств.

Музыкальная терапия вообще и вокалотерапия в частности — редкое по доступности средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций. «Обратите внимание, хорошие оперные певцы — люди физически здоровые и, как правило, долгожители. Примадонны редко выходят на пенсию. Если бы в школах вместо непонятных уроков музыки вводились уроки классического пения, больных детей у нас было бы гораздо меньше», — утверждает Сергей Шуршаджан.

<…>

Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

– звук «И» – прочищает нос, лечит глаза;

– звук «У» – укрепляет горло и голосовые связки;

– звуки «В», «Н», «М», «Э» – улучшают работу головного мозга;

– звуки «Ц», «К», «Щ», «И» – лечат уши;

– звуки «У», «Ы», «X», «Ч» – улучшают дыхание;

– звуки «О», «А», «С», «М», «И» – лечат заболевания сердца.

<…>

Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и нервно-психического состояния. Освоить ее несложно. Для этого нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Человек должен сам почувствовать по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что произносимые им звуки вошли в резонанс с частотой этого органа.

Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать и нужную высоту и силу звука. Понятно, что целительное воздействие оказывает только живой голос, а не записанный на магнитофон и не мысленное пропевание звуков.

Пропевая звуки, можно положить руку на область, где расположен орган, которому вы стремитесь помочь, и представить этот орган здоровым, активно работающим.

<…>

Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.

Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после. Так действует музыка композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в ней не только вдохновение, но и силу, и веру… Речь идет о Бетховене (бури в первых частях его сонат заканчиваются триумфом и спокойствием).

Музыка полезна и в конфликтных ситуациях. Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн. Отец и мать, словно очнувшись от гипноза, молчали несколько минут… и помирились…

Религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Она анальгетик в мире звуков и помогает справляться с болью, облегчая ее. Она поднимает нас над уровнем повседневного сознания в те высшие сферы, где царствует свет, любовь и радость. Музыка Баха не только поднимает глубочайшие религиозные чувства, но оказывает более глубокое влияние. Она вызывает в воображении религиозные символы, особенно символ храма, гармоничные пропорции которого напоминают беспредельность Вселенной. Подобное действие имеют также оратории Генделя.

В средние века во время эпидемии чумы в городах не переставая звонили колокола: считалось, что колокольный звон помогает справиться с этой страшной болезнью. Тот же эффект производило и хоровое пение во время непрестанных молебнов. Неизвестно, откуда об этом знало средневековое духовенство, но уже в наше время опытным путем было доказано, что активность микробов, наслушавшихся колокольного звона и церковных песнопений, падает на 40 процентов. И значит, святая вода становится таковой не столько благодаря ионам серебра, насыщающим ее при погружении креста, сколько слаженному и многоголосому пению во время молебна.

О том, что колокольный звон убивает микробы и бактерии, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, но только теперь ученые поняли, что это происходит благодаря излучаемому инструментом ультразвуку. Облучение малыми дозами ультразвука сейчас используется в пищевой промышленности, для стерилизации космических аппаратов перед их полетами на другие планеты и т.д. Ультразвуковой спектр (более 25 кГц) ускоряет лечение инфекционных болезней и повышает иммунитет человека.

В будущих исследованиях необходимо иметь в виду, что, если звук отдельного колокола уникален, то голос звонницы из нескольких колоколов представляется целой атмосферой звуков, часто трудно предсказуемой в силу сложного взаимодействия отдельных спектров.

Колокольная звонница — это миниоркестр, который, по православной традиции, условно делится на 3 группы колоколов: малые (зазвонные), средние (подзвонные) и большие (благовестники). Используя в композиции звона преимущественно колокола той или другой группы можно создавать соответствующие эмоциональные настроения, что отчасти и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и богослужения.

<…>

Растения тоже “чувствуют” музыку. У одного фермера из Канады под скрипичные сонаты Баха пшеница дает полуторный урожай. Американец Карлсон создал фирму «Озвученный цветок» – ее «музыкальными рецептами» пользуются во многих странах. Китайский биофизик Хоу Тяньчжэнь изобрел «звукочастотный генератор», который с учетом «вкуса» растений может передавать разные звуковые волны, способные стимулировать их фотосинтез и рост. Нужно лишь подобрать в соответствии с уровнем температуры и влажности воздуха необходимый частотный диапазон, который подойдет для тех или иных видов посевов.

В Америке, Франции издаются даже альбомы пластинок для растений — рекордные урожаи под музыку получают. «Озвученные» растения содержат во много раз больше витаминов и питательных веществ. От мажорных мелодий мимоза и петуния растут много быстрее и даже расцветают на две недели раньше. Под микроскопом отчетливо видно, что протоплазма растительных клеток ускоряет движение под воздействием музыки.

В прошлом веке в монастыре Бриттани монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Даже собаки неравнодушны к музыке. Например, у пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 миллиметров ртутного столба.

Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка-сакэ получается именно из дрожжей, «прослушавших» Моцарта. В Канаде струнные квартеры играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий.

Но музыка может также и разрушать. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов. Она олицетворяет собой современный ум и его состояние стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием.  Например, рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”.

Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа “там-тама” превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок. В Японии провели эксперимент: 120 кормящих матерей разделили на две группы. Одни мамы слушали классику, другие поп-музыку. В первой группе количество молока увеличилось на 20%, а у поклонниц “попсы” уменьшилось наполовину.

Некоторые музыковеды считают, что и классическая музыка может вредно воздействовать на здоровье слушателей. Таких произведений хоть отбавляй. К ним относят “Венисбергскую сцену” Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса. О музыке Штрауса президент Королевского музыкального общества говорил: “Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая зловещая очаровывающая красота.

Примером такого очарования является музыка Штрауса, начиная с “Танца шести покрывал” и до конца: эта музыка ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на навозной куче”.

Есть музыка, “заражающая” апатичностью, слабостью, страданием. Она может иметь очень большую художественную ценность, но приносит облегчение лишь самому композитору, являясь средством духовного очищения. А на слушателя действует, как психический яд. К этой категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых композитор дал выход своей меланхолии, слабости и ностальгии.

 

Итог воздействия музыки на человека подбивает Дон Кэмпбэлл в книге “Эффект Моцарта”:

музыка влияет на дыхание;

музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

музыка может замедлить и уравновесить волны мозга;

музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

музыка влияет на температуру тела;

музыка может повысить уровень эндорфина;

музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию;

музыка изменяет наше восприятие пространства;

музыка изменяет наше восприятие времени;

музыка может улучшить память и обучаемость;

музыка повышает производительность труда;

музыка способствует повышению романтизма и сексуальности;

музыка стимулирует пищеварение;

музыка повышает упорство;

музыка улучшает подсознательное восприятие символики;

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

 

по материалам сайта http://www.altmedic.ru/modules/music/index.php?nvar=42006

Музыкотерапия есть наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Современная медицина воспользовалась давно накопленными наблюдениями и разработала метод лечения музыкой. Так родилась музыкотерапия. Но на самом деле музыкальная терапия существует едва ли не столько же, сколько и человек разумный. Русский психолог Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человек придумал музыку, чтобы строить и жить помогала, в самом прямом смысле. Чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия официально признана в Европе в девятнадцатом веке, когда ее стали использовать в практике передовые врачи. Расцвет музыкотерапии приходится на двадцатое столетие. <…>

Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. Например, в шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознания могут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия «коллективного бессознательного» и «архетип» К. Юнга, А. Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношения звуков, дающие эффект обертонов. В американском направлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. <…>

Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием. Музыкотерапия помогает людям с умственными или физическими недостатками, неврологическими проблемами, помогает пожилыми переживать проблемы острых или хронических болезней. Музыкотерапия помогает облегчению боли и уменьшению нервного напряжения. Эффективно показала себя с детьми и взрослыми – жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия.

<…>

В зарубежной литературе мы находим широкое использование музыкальной терапии не только при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях «большой» психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т. е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или иным заболеванием. <…>

Как наилучший способ лечения выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше – пение. В процессе игры человек совершает какие-то движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Напрямую с дыхательной системой это связано у духовых музыкантов. Чтобы воспроизвести мелодию, музыканту приходится дышать в ее темпе. Исследования показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп лучше у музыкантов, и психологическое восприятие музыки у них тоньше: они могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.

При пении, непосредственно механические колебания голосовых связок передаются по организму, несомненно, с большей амплитудой, чем при прослушивании, где звуковой сигнал должен пройти еще толщу воздуха. С другой стороны, если делать звук громким, то это может отрицательно сказываться на слуховом аппарате и психологическом восприятии. Стоит отметить, что музыкант и певец сам может регулировать темп и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно организму. Таким образом, пение идеальный способ лечения.

На сеансах лечебной музыки устанавливается среда полного доверия и творческой релаксации. Доверие и связь между пациентом и врачом необходимы для лечебного процесса, в котором акцент помещен в разработку внутренних человеческих ресурсов. Музыкальные терапевты не «достают» пациента расспросами о горе или болезни. Главное – войти в музыкальный контакт с его эмоциями и ощущениями. Часто именно это придает человеку сил в борьбе с недугом или попросту помогает разобраться в себе. <…>

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Пение используется, чтобы помочь людям с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию, ритм и помогает в управлении дыханием. Песни помогают пожилым людям вспомнить значительные события в их жизни, с которыми связаны положительные эмоции. <…>

Песня как средство выражения и понимания опасений помогает детям избавиться от страхов. Для людей с хроническими болезнями музыкотерапия –  большая помощь для исследования переживаний относительно жизни и смерти. Слушание музыки помогает развитию особого типа внимания и памяти, облегчает процесс преодоления трудностей, обеспечивая творческую среду для самовыражения. <…>

При музыкотерапии происходит постоянный приток энергии внутрь нашего организма до тех пор, пока не достигается гармония. Музыкотерапия приводит человека к пониманию и использованию силы этой гармонии, которая незаметно направляет процесс ее достижения. При музыкотерапии человека учат и направляют не правила и законы, а соматическая (телесная) реальность, которую музыка возвращает к самым первым ощущениям после рождения, давно забытым нами, чтобы эта реальность родилась вновь.

<…>

 

Примеры музыкотерапевтического воздействия

(по материалам Википедии)

— многократно подтвержден факт: ре-мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее;

— газета «Факты» от 28 апреля 2006 г., рассказывая об опыте Казатинского реабилитационного центра для тяжелобольных детей (ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания), сообщает, что «12-летняя Аня, страдающая ДЦП, благодаря занятиям музыкой научилась ходить, танцевать и стала победителем четырех международных эстрадных конкурсов»;

— знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за 3 месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.

— бразильские ученые провели эксперимент, в котором приняли участие 60 пациентов, страдавших различными нарушениями зрения. Половина участников готовились к исследованию зрения под музыку Моцарта. Другие ожидали начала тестирования в полной тишине. Пациенты, ожидавшие начала теста под музыку Моцарта, лучше фокусировали зрение и справились с заданием значительно быстрее, чем те, кто готовился к тестированию в тишине.

— уникальный метод лечения — колоколотерапия — опробован в онкологическом диспансере Архангельска. Колокольными звонами лечили еще в Древней Руси, но опыт лечения колокольным звоном именно онкологических больных первый в России. В основе лечебного сеанса — канонические церковные звоны. Эксперимент продолжается («MIGnews.com.ua» 2003.11.24);

— прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечно-сосудистым ритмом. (Лікар-інфо 2009.06.25)

 

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ

Интересные факты

http://healingmusic.ru/index.php/power-music.html

Уже в античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Неоплатоник Боэций в трактате «Наставления к музыке» свидетельствует, что музыканты Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней.

А Исмений Фиванский, как говорят, избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли». Согласно воззрениям древних, каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел.

У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Пророки во время своего действа требовали, чтобы некто искусный начинал играть, ибо «при побуждении их этими сладостными звуками в них вселялась духовная благодать».

Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Пифагореец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной.

В «Одиссее» Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомер указывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире.

Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.

<…>

Музыка играла главную роль в сфере целительства, в культурных традициях разных племен и народов. У индейцев Америки были специальные подземные комнаты, в которых они настраивали свои инструменты, готовясь, таким образом, к исцеляющим ритуалам. Ибрагим Карим, египетский зодчий, который исцеляет посредством особых форм, фигур и звуков, говорит, что пирамиды в Египте также использовались для этой цели.

Прослушивание Григорианского хора, или Хильдегарда-ван-Бингена, также целебно для сердца. Сюда можно отнести и тибетские звуковые чаши, которые показали удивительный исцеляющий эффект. Чаши производят несколько гармоничных звуков одновременно, которые резонируют с телом. Это создает расслабляющий, успокаивающий, снимающий стресс эффект; состояние, в котором тело восстанавливается и приходит в равновесие.

Во многих культурах звуковые технологии во время проведения сложнейших церемоний использовались именно для целей врачевания. Целительные обряды навахо, проводимые подготовленными певцами по своей поразительной сложности сравнимы с партитурами вагнеровских опер. Экстатические танцы бушменов Кунг из африканской пустыни Калахари обладают необычайной целительной силой, что было засвидетельствовано многими антропологическими исследованиями и кинофильмами.

<…>

В Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.

<…>

Эффективность звуковой терапии обусловливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и, как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма. К примеру, желудочно-кишечный тракт имеет резонансную частоту ноты фа, верхняя частота которой способствует выведению из организма токсичных веществ. <…>

Доктор медицины Сергей Шуршаджан и его коллеги провели исследования влияния вокалотерапии на легкие и на другие жизненно важные органы. По результатам исследований они пришли к выводу, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20 процентов уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Звучание больных органов отличается от звучания здоровых. Это неправильное звучание можно скорректировать, научив человека правильно петь, и, кроме получаемого от этого удовольствия, приводить в порядок свой организм без помощи лекарств.

Музыкальная терапия вообще и вокалотерапия в частности — редкое по доступности средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций. «Обратите внимание, хорошие оперные певцы — люди физически здоровые и, как правило, долгожители. Примадонны редко выходят на пенсию. Если бы в школах вместо непонятных уроков музыки вводились уроки классического пения, больных детей у нас было бы гораздо меньше», — утверждает Сергей Шуршаджан.

<…>

Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:

– звук «И» – прочищает нос, лечит глаза;

– звук «У» – укрепляет горло и голосовые связки;

– звуки «В», «Н», «М», «Э» – улучшают работу головного мозга;

– звуки «Ц», «К», «Щ», «И» – лечат уши;

– звуки «У», «Ы», «X», «Ч» – улучшают дыхание;

– звуки «О», «А», «С», «М», «И» – лечат заболевания сердца.

<…>

Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и нервно-психического состояния. Освоить ее несложно. Для этого нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Человек должен сам почувствовать по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что произносимые им звуки вошли в резонанс с частотой этого органа.

Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать и нужную высоту и силу звука. Понятно, что целительное воздействие оказывает только живой голос, а не записанный на магнитофон и не мысленное пропевание звуков.

Пропевая звуки, можно положить руку на область, где расположен орган, которому вы стремитесь помочь, и представить этот орган здоровым, активно работающим.

<…>

Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.

Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после. Так действует музыка композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в ней не только вдохновение, но и силу, и веру… Речь идет о Бетховене (бури в первых частях его сонат заканчиваются триумфом и спокойствием).

Музыка полезна и в конфликтных ситуациях. Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн. Отец и мать, словно очнувшись от гипноза, молчали несколько минут… и помирились…

Религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Она анальгетик в мире звуков и помогает справляться с болью, облегчая ее. Она поднимает нас над уровнем повседневного сознания в те высшие сферы, где царствует свет, любовь и радость. Музыка Баха не только поднимает глубочайшие религиозные чувства, но оказывает более глубокое влияние. Она вызывает в воображении религиозные символы, особенно символ храма, гармоничные пропорции которого напоминают беспредельность Вселенной. Подобное действие имеют также оратории Генделя.

В средние века во время эпидемии чумы в городах не переставая звонили колокола: считалось, что колокольный звон помогает справиться с этой страшной болезнью. Тот же эффект производило и хоровое пение во время непрестанных молебнов. Неизвестно, откуда об этом знало средневековое духовенство, но уже в наше время опытным путем было доказано, что активность микробов, наслушавшихся колокольного звона и церковных песнопений, падает на 40 процентов. И значит, святая вода становится таковой не столько благодаря ионам серебра, насыщающим ее при погружении креста, сколько слаженному и многоголосому пению во время молебна.

О том, что колокольный звон убивает микробы и бактерии, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, но только теперь ученые поняли, что это происходит благодаря излучаемому инструментом ультразвуку. Облучение малыми дозами ультразвука сейчас используется в пищевой промышленности, для стерилизации космических аппаратов перед их полетами на другие планеты и т.д. Ультразвуковой спектр (более 25 кГц) ускоряет лечение инфекционных болезней и повышает иммунитет человека.

В будущих исследованиях необходимо иметь в виду, что, если звук отдельного колокола уникален, то голос звонницы из нескольких колоколов представляется целой атмосферой звуков, часто трудно предсказуемой в силу сложного взаимодействия отдельных спектров.

Колокольная звонница — это миниоркестр, который, по православной традиции, условно делится на 3 группы колоколов: малые (зазвонные), средние (подзвонные) и большие (благовестники). Используя в композиции звона преимущественно колокола той или другой группы можно создавать соответствующие эмоциональные настроения, что отчасти и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и богослужения.

<…>

Растения тоже “чувствуют” музыку. У одного фермера из Канады под скрипичные сонаты Баха пшеница дает полуторный урожай. Американец Карлсон создал фирму «Озвученный цветок» – ее «музыкальными рецептами» пользуются во многих странах. Китайский биофизик Хоу Тяньчжэнь изобрел «звукочастотный генератор», который с учетом «вкуса» растений может передавать разные звуковые волны, способные стимулировать их фотосинтез и рост. Нужно лишь подобрать в соответствии с уровнем температуры и влажности воздуха необходимый частотный диапазон, который подойдет для тех или иных видов посевов.

В Америке, Франции издаются даже альбомы пластинок для растений — рекордные урожаи под музыку получают. «Озвученные» растения содержат во много раз больше витаминов и питательных веществ. От мажорных мелодий мимоза и петуния растут много быстрее и даже расцветают на две недели раньше. Под микроскопом отчетливо видно, что протоплазма растительных клеток ускоряет движение под воздействием музыки.

В прошлом веке в монастыре Бриттани монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Даже собаки неравнодушны к музыке. Например, у пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 миллиметров ртутного столба.

Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка-сакэ получается именно из дрожжей, «прослушавших» Моцарта. В Канаде струнные квартеры играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий.

Но музыка может также и разрушать. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов. Она олицетворяет собой современный ум и его состояние стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием.  Например, рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”.

Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа “там-тама” превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок. В Японии провели эксперимент: 120 кормящих матерей разделили на две группы. Одни мамы слушали классику, другие поп-музыку. В первой группе количество молока увеличилось на 20%, а у поклонниц “попсы” уменьшилось наполовину.

Некоторые музыковеды считают, что и классическая музыка может вредно воздействовать на здоровье слушателей. Таких произведений хоть отбавляй. К ним относят “Венисбергскую сцену” Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса. О музыке Штрауса президент Королевского музыкального общества говорил: “Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая зловещая очаровывающая красота.

Примером такого очарования является музыка Штрауса, начиная с “Танца шести покрывал” и до конца: эта музыка ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на навозной куче”.

Есть музыка, “заражающая” апатичностью, слабостью, страданием. Она может иметь очень большую художественную ценность, но приносит облегчение лишь самому композитору, являясь средством духовного очищения. А на слушателя действует, как психический яд. К этой категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых композитор дал выход своей меланхолии, слабости и ностальгии.

 

Итог воздействия музыки на человека подбивает Дон Кэмпбэлл в книге “Эффект Моцарта”:

музыка влияет на дыхание;

музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

музыка может замедлить и уравновесить волны мозга;

музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

музыка влияет на температуру тела;

музыка может повысить уровень эндорфина;

музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию;

музыка изменяет наше восприятие пространства;

музыка изменяет наше восприятие времени;

музыка может улучшить память и обучаемость;

музыка повышает производительность труда;

музыка способствует повышению романтизма и сексуальности;

музыка стимулирует пищеварение;

музыка повышает упорство;

музыка улучшает подсознательное восприятие символики;

музыка помогает вырабатывать чувство безопасности.