3 декабря 2009 г.

1 декабря мастер-класс по сценической речи для артистов нашего театра провела московский преподаватель мастерства актёра и сценической речи, или, на западный манер, voice coach (тренер по голосу) Валерия Устинова.

Для справки: такого рода занятия проводятся в русских театрах стран СНГ и Балтии в рамках Программы государственной и общественной поддержки русских театров под патронатом Президента России совместно с Министерством культуры Российской Федерации. Программа осуществляется Центром поддержки русского театра за рубежом, который был создан в 2004 году при Союзе театральных деятелей России. По словам Председателя СТД России Александра Калягина, создание Центра явилось «живой, реальной необходимостью времени», поскольку способствует живому общению представителей русской культуры за рубежом. Курирует деятельность Центра руководитель семинаров Алексей Литвинов. В свою очередь, с украинской стороны помощь в проведении занятия в нашем театре оказала тренинговая компания CBS (Core Business School).

Валерия Устинова, которая давала урок по сценречи, – педагог с 20-летним стажем: преподавала актёрское мастерство и сценическую речь в ГИТИСе и ВГИКе, консультировала российские и международные театральные проекты на постановках в театрах «Сатирикон», имени Моссовета, «Et Cetera», «La Scala» и др.

Также она возглавляет Центр ресурсов коммуникации «Мир диалога», одним из направлений которого является чрезвычайно важный для сохранения и популяризации русской культуры проект «Эхо небес. Уникальные голоса русских актёров». Суть проекта заключается в том, что известные актёры записывают отрывки из произведений русской классической литературы, и эти записи, в виде аудиокниг, бесплатно распространяются по детским домам, школьным библиотекам, психологическим центрам поддержки семьи. При этом учитывается один существенный момент – подбираются голоса с уникальными характеристиками.

Например, по данным анализа, проведённого в Московском научно-исследовательском Центре Биокибернетики, с которым сотрудничает «Мир диалога», голоса актёров, воспитанных школой русского психологического театра, «повышают настроение и веру в свои силы» и «оказывают антидепрессивное воздействие». В частности, пластинки с записями выдающейся актрисы Марии Бабановой пользуются популярностью в США как психотерапевтическое средство.

В нашем театре Валерия Устинова предложила записать аудиокнигу Аде Роговцевой. Содержание пока обсуждается, но точно известно, что это будет не только русская, но и украинская (на языке оригинала) классика.

Теперь о самом мастер-классе.
Методика Валерии Устиновой базируется на идее социальной ответственности искусства. Театр, по мнению педагога, возвращается к той первозданной своей миссии, когда он лечил и развивал духовно-нравственный потенциал как актёра, так и зрителя. Иными словами, театр возвращается к первоистокам, к религиозно-просветительской миссии.

Поэтому голос и звучащее слово, что, собственно, и составляет понятие сценической речи, едва ли не основные психофизические элементы в актёрском мастерстве.

Если человек говорит своим голосом, а не «поёт с чужого голоса», то мы непосредственно слышим его душу. В противном случае мы слышим фальшь. Лицо может обмануть, глаза могут слукавить, а голос – не подведёт, он никогда не обманывает. И благодаря современным технологиям можно даже увидеть «портрет» человеческого голоса, или, если угодно, человеческой души. Это не что иное, как осцилограмма (от латинского oscillo, oscillatum — качаться, колебаться, и греческого gramma — запись, изображение), то есть кривая, отражающая параметры некоторого колебательного процесса.

По этой кривой можно определить, какие частоты превалируют в голосе, нижние или верхние, гармонично ли расположены зигзаги в верхней части осцилограммы по отношению к нижней части, и насколько голос уравновешен, или зажат, или свободен.

Кроме того, научный прогресс уже позволяет реконструировать голоса прошлого так же, как и лица: по строению черепа и… длине позвоночника. Потому что позвоночник является нашим резонатором, ведь не случайно говорят: спинным мозгом слышу. И не исключено, что в будущем реально можно будет услышать, например, голос Пушкина, пользуясь описанием его современника М. Погодина о том, что поэт имел приятный голос и ростом был 166 см.

Или другой пример. Герой чеховской «Чайки» Сорин рассказывает о себе: «Раз так же вот я запел, а один товарищ прокурора и говорит мне: «А у вас, ваше превосходительство, голос сильный…» Потом подумал и прибавил: «Но… противный». Вполне возможно, что, учитывая такую опосредованную характеристику, режиссёры будут прислушиваться к словам помощника прокурора и не назначат по неведению на роль Сорина актёра с голосом Хворостовского.

Ведь по результатам компьютерной диагностики голоса имеют разнообразные характеристики. Скажем, октавный голос – это поставленный голос, какой был у дикторов советской эпохи; или прооктавный голос, или, например, квинтовый с характерными неприятными и резкими нотками.

Но как бы там ни было, голос всё равно нуждается в систематических упражнениях, которые помогают высвобождать звук, снимать его зажатость. В Москве уже в течение десяти лет в ведущих театральных вузах работают логопедические кабинеты, где каждому студенту выдают специальные инструменты.

И когда Валерия Устинова продемонстировала эти инструменты, кто-то с юмором сказал: «Отмычки». Предметы действительно напоминают отмычки. Это зонды для массажа языка, так сказать, своеобразные «отмычки» для голоса. Далее было ещё интереснее. Актёры вымыли руки, разбились по парам и, под руководством коуча, через марлю, сложенную в три слоя, делали друг другу массаж языка: разминали и вытягивали язык, закручивали его края как вареники, накручивали его на палец (последнее упражнение имеет нежное название «катушечка»), – и после проверяли голос, насколько звуки свободно скользят по поверхности уже податливого языка.

Отмечу от себя, что подобные упражнения имеют не только учебно-профилактическое, но и, если хотите, даже стратегическое значение для оздоровления народа в целом. В своих научных исследованиях ведущий российский логопед, автор Методики зондового массажа артикуляционного аппарата, академик РАЕН Е. В. Новикова доказала, что у всей страны, которая жила под сталинским прессом (имеется в виду всё постсоветское пространство), зажат язык.

В связи с этим, любопытно, что по одной из этимологических версий, как рассказала Валерия, язык – это я-звук. Стало быть, я – зычный, это значит, что я есмь. И такие выражения, как «быть в голосе», «не иметь голоса», «лишить права голоса», означают наличие или отсутствие индивидуального начала в человеке, его уникальности, чувства достоинства.

И напоследок Валерия Устинова показала интересное упражнение для снятия напряжения. Оно лёгкое. Это поза льва. Достаточно вспомнить, как зевает лев, и сделать то же самое, а именно: одновременно выбросить руки вниз ладонями вперёд и резко высунуть язык. Вот это и есть «я – звук».

Я есмь. У меня есть голос.

Театр драмы и комедии выражает благодарность Валерии Устиновой и всем организаторам мастер-класса за профессиональный тренинг.

Ирина Колесникова
http://www.drama-comedy.kiev.ua/component/content/article/1-latest-news/161-2009-12-07-16-26-33.html#more